В Бресте ведущие политологи Беларуси обсудили национальную идею


Фото Валерия КОРОЛЯ, «ЗАРЯ»

Своим мнением насчет поиска национальной белорусской идеи, что за ней должно стоять, как ее выработать, поделились Алексей Дзермант и Александр Шпаковский.

– Идея, конечно, необходима. Прежде всего, это целеполагание – куда движется государство и его граждане. Образ будущего и должен быть национальной идеей, – сказал Алексей ДЗЕРМАНТ. – Но только этого для развития общества недостаточно. Даже страны, где нацию, как говорится, изобрели и затем себе идею придумали, являются частью какой-то цивилизационной общности. То же и с нами. Наша идея должна заключаться в понятом ориентире, что мы строим и куда идем. Но здесь необходим и следующий уровень. Где мы находимся в мире, кто наши союзники, с кем нам надежнее выстаивать отношения, с кем мы близки по ценностям и по взглядам. Если мы говорим только о национальной идее, всегда есть риск соскользнуть в чистый национализм, что, кстати, мы видим в Литве и Украине. Но и там национализм используется как инструмент борьбы блоков и цивилизаций, то есть они подчиняют свои интересы другим интересам. Наша задача, на мой взгляд, интересы развития нашего государства сочетать с интересами наших союзников, которые в том числе нам и серьезно помогают. Вот в этой диалектике между национальным и союзным мы должны видеть себя. А у нас в этом плане место очень достойное. Белорусов очень уважают на постсоветском пространстве и в целом на Востоке за нашу героическую историю, связанную с Победой в Великой Отечественной войне, уважают за наши ценности, которые мы никому не навязываем. У нас спокойно уживаются представители разных национальностей и вероисповеданий. В Беларуси советское понятие дружбы народов удалось реализовать на практике. Как ни старались, так и не удалось здесь раскачать польское этническое меньшинство, оно остается лояльным действующей власти. У нас даже представители разных конфессий объединяются для защиты традиционных ценностей, как это было когда православные, католики, протестанты, мусульмане и иудеи собрали много тысяч подписей против ювенальной юстиции. Это продавливал Запад через свои НКО с обращениями в госорганы, чтобы принести сюда свои практики, когда дети могут пожаловаться на родителей, чтобы тех привлекли к ответственности, что сегодня происходит во многих западных странах.

Я считаю, что национальная идея в нашем обществе есть, но она существует в размытой форме, – продолжает политолог. – И ей даже не нужны какие-то четкие определения. Национальная идея – это наше представление о правильном образе жизни, о наших целях и о нашем месте в мире.

Алексей Дзермант подчеркнул, что белорусы вообще излишне скромны. «Когда мы заявляем о том, что еще не выработали национальную идею, мы не понимаем, что у нас уже построено за очень кроткий временной промежуток сильное государство. Мы выстроили так у себя этнический и межконфессиональный мир, что нам могут позавидовать многие страны. Это специфика Беларуси, которую называют толерантностью, терпимостью или миролюбием. А ведь не каждому народу это дано, а у нас это получается. Мы, конечно, не на 100 процентов уникальны, но специфика нашей земли, история показывают, что свою национальную идею мы сформируем исходя из нашего опыта.

Коллегу дополнил Александр ШПАКОВСКИЙ:

– Напомню, что в одном из интервью Президент Беларуси Александр Лукашенко простыми словами сформулировал национальную идею. Он сказал, что она заключается в том, что молодая мама вечером может спокойно выйти на улицу со своим ребенком, понимая, что она находится в полной безопасности и обеспечена всем необходимым. Президент говорил о семье в ее традиционном понимании, безопасности, правопорядке, социальной справедливости, миролюбивом характере внутренней и внешней политики. Вот, наверное, это и есть наша национальная идея. Могу даже привести такой пример: один из немногих вопросов, по которому вообще не было споров в Конституционной комиссии, это институт семьи. И белорусская православная церковь, и римско-католическая в своих обращениях передали предложения для закрепления в Конституции понятия семьи как брака между мужчиной и женщиной. Еще какое-то время назад мы наверняка сочли бы, что эта констатация не стоит особого упоминания в Конституции, но с учетом того, что сейчас происходит в плане наступления на традиционную семью во многих странах, и, принимая в расчет попытки взломать наши ценности в Беларуси, ни один из членов Конституционной комиссии не возражал против того, чтобы закрепить в главном документе страны определение брака как союза между мужчиной и женщиной.

Александр ЛОГВИНОВИЧ,  «ЗАРЯ».

Фото Валерия КОРОЛЯ.