Как сохранить зрение школьников

СПРАВОЧНО

Показатель снижения остроты зрения среди детей 0-17 лет последние пять лет растет. В 2018 году он составил 103,0 на 1000 осмотренных, что на 53,7% выше уровня 2017 года и в 2 раза выше показателя 2014 года.
В 2018 году выявляемость снижения остроты зрения у детей дошкольного возраста составила 25,0 на 1000 осмотренных детей, к моменту поступления детей в первый класс данный показатель равен 49,2 и к 8 классу снижение остроты зрения выявляется уже в 3 раза больше на 1000 осмотренных детей.
Существенную роль в сохранении и укреплении зрения учащихся призваны играть родители и педагогические коллективы школ, для чего им необходимо иметь определенные знания в вопросах профилактики нарушений зрения у детей.

    Расстройства зрения связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения.
В школе дети начинают выполнять ежедневную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения. Зрительная работа у детей младшего школьного возраста составляет до 5-7 часов в день (30-42 ч в неделю), у школьников среднего и старшего возраста еще больше – 8-10ч в день (48-60 ч в неделю). Именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и, в первую очередь, близорукость. Существует общая закономерность – увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим. 

Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей.
Очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника – построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха дома.
В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. У детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступившим к занятиям, четыре урока ежедневно – непосильная нагрузка, в том числе и для органа зрения. Исследования показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.
Важно и распределение учащихся по сменам. Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в школах района. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.
Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению:
— достаточность и равномерность освещения;
— отсутствие резких теней и блеска на поверхности стола или парты.
Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно создавать гигиенические условия рабочих мест в школе и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света (например, высокие цветы). Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает. В этом случае в пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения достаточной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.
Родители должны знать, что нельзя приступать к выполнению домашнего задания сразу по приходу из школы. Это усиливает наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление ребенка, что сопровождается улучшением зрительных функций. Дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше. Необходимо устраивать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.
При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы должна быть в пределах от 60 до 80 ватт, при этом нельзя выключать общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет – появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу из дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т.е. создаются предпосылки для развития близорукости. Цветовая температура ламп должна быть не более 4000 0К.
Также для организации искусственного освещения рабочего места школьника дома не рекомендуется применять светодиодные светильники (применение светодиодных светильников в учреждениях образования запрещено постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь №115 от 29.12.2014г ).
Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения.
Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.
Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, при всем их культурном значении, они должны быть регламентированы, так как являются дополнительной нагрузкой для глаз школьников. Нельзя чтобы телевизионные передачи увеличивали накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовали отдыху детей.
Как всякая зрительная работа, просмотр телепередач может привести к утомлению, особенно если проводится в неблагоприятных условиях. Напряжение зрения объясняется не какой-то особой спецификой телевидения, а скорее тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования, и ежедневный просмотр телепередач может стать дополнительной нагрузкой на зрение.
Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение комнате, качество изображения на экране.
Лучше всего расположиться удобно в кресле, на стуле на расстоянии не ближе 1-2м от черно-белого телевизора и 2-3м от цветного. Сидеть дальше 5-5,2м от телевизора не рекомендуется. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Если школьник носит очки, то время передачи их следует обязательно надеть, чтобы излишне не напрягалось зрение.
Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты – глаза быстро устают. Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером и т.п., не находящимся в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение. Очень важно не концентрировать внимания в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взгляд на окружающие предметы, чтобы дать отдых глазам.
Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстоянии согнутой в локте руки).
Необходимо коснуться такого важного аспекта в профилактике зрения у школьников как компьютер. Строгое соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие компьютерного синдрома и нарушений зрения.
В процессе письма, чтения, просмотра телепередач, работе на компьютере важным элементом является выполнение упражнений по профилактике утомления зрения.
Итак, детям и родителям необходимо знать, что:

  • глаза не следует перенапрягать, им нужно давать отдых;
  • правильная организация рабочего места и соблюдение элементарных правил посадки за столом – одно из основных условий сохранения зрения;
  • сохранению зрения, как и здоровья в целом, поможет соблюдение распорядка дня (режима питания, сна, труда и отдыха), а также двигательная активность.
    Берегите зрение!
  • Материал подготовлен врачом – гигиенистом Скорыной В.Д., врачом – интерном Полюхович О.А.
    Источники – действующие ТНПА, интерне
    т