Светлая радость Воскресения

Пролетел, казалось, нескончаемый Великий пост, наступило Вербное воскресение, за которым мы пережили исполненные трагизма и надежды дни Страстной седмицы, увенчанные единственным в мире Воскресением. Какие же образы и ассоциации рождаются в нашем сознании при слове «Пасха»?
Не задумываясь долго, скажем: Крестный ход со свечами под огромным куполом небес, красные ризы священно-служителей, радостное пение, взаимные приветствия с возгласами «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!». На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и затейливо расписанные яйца, румяные куличи с крапинками изюма, пахнущие ванилью творожные пасхи, которые заботливая бабушка, увязав в чистый платочек, уже носила в храм для освящения.
– Да, но ведь это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит читатель. – Мне же хочется знать, почему величайшее христианское торжество Светлого Христового Воскресения, именуется обычно еврейским словом «Пасха». Ведь так называется ветхозаветный праздник, установленный еще за тринадцать веков до Рождества Христова. Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня рождения Которого, человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и Воскреснуть, притом умереть позорной, «рабской» смертью, как римляне называли распятие? Почему Бог предал Своего Сына на оплевание, заушение и поругание неблагодарной черни и грубым воинам? Разве нельзя было установить Новый Союз – Завет по-иному? Как соотносятся наконец с этим одновременно страшным и радостным событием милые пасхальные традиции, крашеные яйца и куличи?
Для разрешения этих справедливых вопросов, обязательных для каждого мыслящего христианина, безусловно необходимо обратиться к соответствующей исторической и научно-богословской литературе. Однако, дорогой читатель, вполне понятно, что с оною не каждый может ознакомиться, а посему попробуем по мере наших сил и возможностей приоткрыть завесу великой тайны пасхальных событий и отражение их в богослужении и традициях нашего боголюбивого народа.
Перелистывая страницы библейской книги Исход, мы поражаемся величию событий, в память которых и был установлен главный праздник еврейского календаря. Она рассказывает о четырехвековом периоде рабства, в котором пребывал, угнетаемый фараонами, еврейский народ, и чудесном его освобождении. Девять наказаний (казней египетских) навел на страну пророк Моисей, но лишь десятое заставило смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Им стало поражение египетских первенцев, вслед за которым последовал «исход» из рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца, его кровью помазывает дверные косяки, а само запеченное на огне животное, съедается.
Так в ночь с четырнадцатого на пятнадцатое весеннего месяца нисана, в тринадцатом веке до нашей эры, совершился исход из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. Этот день избавления стал ежегодным праздником, напоминающим об исходе. Само же название «Пасха» (песах – прохождение, пощада) указывает на тот драматический момент ночи, когда поражающий Египет ангел смерти, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил израильских первенцев. Исторический характер Пасхи подчеркивался особыми молитвами и рассказом о ее событиях, а также, ритуальной трапезой, состоявшей из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизировало горечь египетского рабства и радость обретенной свободы, а пресный хлеб напоминал о спешных сборах.
Ночь Исхода стала для еврейского народа началом его свободы и самостоятельной истории. Однако, окончательное спасение мира и победу над духовным рабством совершит Божий Помазанник – Иисус Христос. Слово Божие пришло на эту грешную землю, приняв плоть человеческую, ради избавления всех людей от духовного рабства.
Господь сам становится пасхальной жертвой. Будучи абсолютно безгрешным, Он берет на себя все грехи мира, и ради спасения рода человеческого, заколается, подобно ветхозаветному очистительному агнцу, на особом жертвеннике, сделанном римлянами в виде Т-образного креста, и омывает его Своей драгоценной Кровью. Новый Пасхальный Агнец добровольно заклан ради очищения и спасения рода человеческого единожды и навсегда. Этим Он устанавливает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии (Божественную Литургию). Именно в этой жертве Богочеловека сокрыта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, о чем красноречиво свидетельствует апостол Павел: «Пасха наша – принесенный в жертву Христос». В новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла, о восстановлении падшего человека (Адама и его потомства) в первоначальном «райском достоинстве» – произошло его спасение, в связи с чем святитель Иоанн Златоуст поучает: «Ветхая пасха празднуется из-за спасения кратко-временной жизни еврейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям».
Об этом событии как о самом главном и значимом в мировой истории на протяжении многих веков свидетельствует чудо схождения Благодатного огня. Оно происходит накануне праздника в Иерусалимском храме Воскресения Христова, под крышей которого находится Голгофа и пещера, в которой был положен снятый с креста Господь Иисус Христос. Там же находился и сад, где Мария Магдалина первой встретила Воскресшего Спасителя.
Храм Воскресения Христова воздвигнут императором Константином Великим и его матерью, царицей Еленой, в IV веке. Многочисленные свидетельства о чуде Благодатного огня восходят к этому времени.
Вот как оно происходит в наши дни. В субботу, примерно в полдень, со двора Иерусалимской Патриархии движется крестный ход во главе с Иерусалимским Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к Кувуклие (часовне), возведённой над Гробом Господним и, трижды обойдя её, останавливается перед вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей разных национальностей в напряжённом молчании следят за Патриархом. Он разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и сам Гроб Господень, пытаясь найти то, чем можно зажечь огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом – это делали турецкие жандармы), и затем Патриарх, оставшись в одном длинном ниспадающем хитоне, входит внутрь Кувуклии. Там, стоя на коленях перед Гробом Господним, он молится о ниспослании Благодатного Огня. Через некоторое время на мраморном надгробии появляется как бы огненная роса в виде светящихся шариков голубоватого цвета. Патриарх прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. От этого прохладного огня он зажигает лампаду и свечи, которые выносит в предел Ангела и передаёт Армянскому патриарху, а затем и многотысячному народу. В это же мгновение вначале десятки, а потом и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.
Огонь быстро распространяется по свечам многотысячной толпы. Народ ликует: слышится барабанная дробь, кто-то плачет, кто-то кричит, кто-то смеётся – каждый по-своему выражает благодарение и любовь к Богу…
Поначалу Благодатный Огонь имеет особые свойства – он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей – по числу лет земной жизни Спасителя. Поразительно наблюдать, как люди «купают» лица в этом пламени, обводя им свои волосы, бороды и больные участки тела… Проходит еще некоторое время и огонь приобретает обычные физические свойства.
Это чудо происходит только в Великую Субботу.
Интересно, что о факте воскресения из мертвых Иисуса Христа свидетельствуют не только Апостольские повествования, но многие исторические факты и археологические находки. По подсчетам крупнейшего знатока римской исторической литературы академика И. В. Нетушила, число вполне надежных свидетельств о воскресении Христа превышает двести десять, а по данным академика А. И. Белецкого – двести тридцать. Один из крупнейших в мире знатоков античности академик В. П. Бузескул говорил: «Воскресение Христа подтверждено историческими и археологическими находками с такой же несомненностью, как и существование Иоанна Грозного и Петра Великого…».
Если отрицать воскресение Христа, то нужно отрицать (причем с гораздо большим основанием) существование Понтия Пилата, Юлия Цезаря, Нерона, Марка Аврелия, русских князей Владимира и Ольги, Александра Невского, Юрия Долгорукого и многих других.
Академик А. И. Белецкий в своей статье «Воскресение Христово» отмечает: «Факт воскресения Христа к концу своей жизни признал не кто иной, как Фридрих Энгельс». А именно, в предисловии к переизданию своих сочинений он пишет: «Новейшие каппадокийские открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие события мировой истории, и то, что казалось ранее достойным внимания только мифологов, должно будет отныне привлечь и внимание историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес в истории, о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе». Правда, эти строки Энгельса оставались неизвестными у нас еще и потому, что они ни разу не были переведены на русский язык в изданиях Маркса и Энгельса…
Далее А. И. Белецкий повествует: «Грек Гермидий (Гермизий), занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи Пилата, пишет: «Приблизившись ко гробу и находясь в шагах ста пятидесяти от него, мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба, два человека сидели, остальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит из движущегося сверху сияющего облака. Оно опустилось ко гробу и над землей там показался человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе а на земле. От этого удара стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от нас по тропинке шла женщина, она вдруг закричала: «Открылось! Открылось!» И в это время нам стало видно, что действительно очень большой камень, приваленный ко входу в пещеру, как бы сам собою поднялся и открыл гроб (открыл вход в пещеру гроба). Мы очень испугались. Потом, через некоторое время, свет над гробом исчез, стало тихо и мы приблизились к месту погребенного там человека», но Гроб был уже пуст».
Понятно, что это лишь некоторые из многих свидетельств Воскресения Христа, ясно свидетельствующих об исторической действительности тех палестинских событий, которые изменили языческий мир, и дали начало отсчета Новой Эре всего человечества. Иисус Христос, будучи распят на Кресте, взял на Себя огромное бремя человеческих грехов и указал нам путь спасения, а своим вознесением, показал, что кроме видимого мира, существует ещё и невидимый человеком, и непостижимый его разумом духовный мир – мир Света и вечной жизни.
Празднование Воскресения Христова не заканчивается Светлой седмицей (первая неделя). Чествование этого величайшего события продолжается еще 32 дня, т.е. до праздника Вознесения Господня, который совершается на сороковой день после Воскресения. И в этом – еще одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими праздниками. «Пасха возвышается над другими праздниками как Солнце над звездами», – напоминает Римский Святитель Григорий Богослов.
Знаменательно, что церковный устав повелевает в этот период молиться стоя, – ведь земные поклоны, часто совершаемые в иное время (особенно в Великом посту), символизируют недостоинство падшего человека. Такое переживание грехопадения наших прародителей несовместимо с пасхальным торжеством, и потому коленопреклонения отменяются до Св. Пятидесятницы (Троицы).
С давних времен Церковь хранит ряд благочестивых традиций. Так, при встрече во все последующие сорок дней праздника христиане приветствуют друг друга словами: «Христос Воскрес!» – «Воистину Воскрес!» и троекратно целуются. Традиционно верующие дарят друг другу крашеные яйца – символ возрождающейся жизни.
Обычай красить яйца, по народному преданию, связывают с Марией Магдалиной, которая в прошлом была знатна и богата, а также вхожа во дворец, куда её беспрепятственно пропустили и на сей раз. Обычно императору приносили подарки. У Марии Магдалины ничего не оказалось, кроме яичка и веры в Иисуса Христа. Приподнесши Тиберею свой маленький дар, она громко сказала: «Христос Воскрес!» Император удивился: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мёртвых! Трудно в это поверить. Также трудно, как поверить в то, что это белое яичко может стать красным!» И сразу, после его слов, на глазах у присутствующих, яйцо постепенно начало краснеть.
Красный цвет – это воспоминание о крови Господа Иисуса Христа, которую Он пролил за нас на Кресте.
По примеру Равноапостольной Марии Магдалины, мы в Пасху одариваем друг друга крашеными яйцами, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Господа – два события, которые Пасха соединяет в себе.
Пасхальное яйцо напоминает один из основных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Господа Иисуса Христа – Победителя смерти и ада. Как из яйца, рождается жизнь, а из гроба восстал Жизнодавец, также восстанут в жизнь вечную и все умершие.
Для многих сегодня является глубоким соблазном и заблуждением мысль о том, что в траурные дни (определенный период скорби после смерти близких) запрещено красить пасхальные яйца. Такие противоречия не имеют ничего общего с учением Церкви.
В Великую Субботу (накануне Пасхи), а также после Божественной Литургии совершается освящение пасхальных приношений: куличей, творожных пасох, яиц, сыра и др. Традиционно в кулич или в творожную пасху ставят зажжённую свечу, освящённую в храме. Священник читает молитвы и окропляет Святой водой принесённую снедь. По окончании всего верующие прикладываются ко Святой Плащанице, Кресту и ставят в храме свечи…
По окончании Пасхальной Литургии, которая обычно заканчивается под утро, нас уже ждёт праздничное пиршество – разговение, первое вкушение освящённой скоромной пищи.
Воскресение Христово – это основа и венец христианской веры – это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – обращается к христианам апостол Павел. Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения.
Смерть и время царят на земле,
Ты Владыками их не зови.
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь Солнце Любви.
Протоиерей Георгий ЖИТКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *