Как идет подготовка к референдуму по Конституции? Что уже сейчас говорят наблюдатели? Первые мнения

ОНТ

Итак, уже через неделю белорусы ответят на вопрос, быть ли перезагрузке нашего Основного закона. 27 февраля пройдет Конституционный референдум. Во вторник по всей стране стартует досрочное голосование. 

Все готово к тому, что граждане придут на участки: бюллетени напечатаны, урны доставлены, кабинки для голосования тоже на месте. Кстати, в этот раз они будут без шторок – безопасность избирателей на гребне высокой волны «омикрона» – это важно. В Центризбиркоме в эти дни буквально раскалился телефон. Многие хотят уточнить нюансы.

Елена Балдовская, секретарь Центральной комиссии Беларуси по выборам и проведению республиканских референдумов: «Жизнь бюллетеня начинается с центральной комиссии. Текст бюллетеня будет воспроизводить вопрос, который выносится на референдум: «Принимаете ли вы изменения и дополнения Конституции РБ?» и варианты волеизъявления».

Здесь же квадраты, где надо ставить отметку – «за» либо «против». Причем знак в одном из полей можно ставить абсолютно любой. Если же зарисованы будут оба либо, наоборот, оба пусты – такой бюллетень будет признан недействительным. Для тех же, кто запутается, – прямо на документе есть памятка, как выбор сделать так, чтобы его учли.

Андрей Лукьянчиков, генеральный директор предприятия «Издательство «Белорусский Дом печати»: «Был получен заказ на изготовление бюллетеней. Мы его начали выполнять и уже выполнили. Зная, что данный заказ является особой важности, естественно, ему было уделено самое пристальное внимание». 

Белорусский Дом печати каждую политическую кампанию выполняет подобные госзаказы. Технология отработана, но все же особенность в этом году есть. 

Андрей Лукьянчиков, генеральный директор предприятия «Издательство «Белорусский Дом печати»: «Оборотная сторона данных бюллетеней имеет определенные степени защиты, все это сделано было для того, чтобы немножко усложнить процесс подделки данных бюллетеней. Наши избиратели увидят это по оборотной стороне данного бюллетеня. Он будет такого салатового цвета, если присмотреться, здесь написано «Республика Беларусь»».

Пару дней назад бланки разъехались по комиссиям. Конечно же, во все регионы. После по участкам. Их, кстати, по стране 5 510. На участки бюллетени поступают за день до досрочного голосования. 

Елена Балдовская, секретарь Центральной комиссии Беларуси по выборам и проведению республиканских референдумов: «Напечатано 7 миллионов 215 тысяч бюллетеней. Учитывается число граждан, которые были включены в списки для голосования на предыдущих выборах. И плюс 5% – это запас. Бюллетень, например, может быть испорчен. Если человек ошибся, допустим, и поставил знак не в том квадрате, тогда человек вправе обратиться в комиссию и получить новый бюллетень взамен». 

В Центризбиркоме телефон на неделе звонит не смолкая – самая горячая пора. Белорусы уточняют, на каком участке можно голосовать, как правильно поставить отметку в квадрате, чтобы выбор был учтен, или можно ли голосовать с новыми биометрическими документами.

О том, что Конституционный референдум пройдет 27 февраля, сегодня не знает разве что ленивый. Социальная реклама по телевидению и радио, новостные репортажи и красочные плакаты. Все это фактически на каждом шагу. Более того, все граждане страны, которые могут принимать участие в референдуме, получили личные приглашения. Если нет – проверьте почтовый ящик. В них основная информация – участок для голосования, его адрес и время работы, а также номер телефона. Здесь и ответ на популярный вопрос белорусов – для голосования подойдет как паспорт, так и идентификационная карта. 

Рассылка приглашений – в зоне ответственности участковых комиссий. Всю неделю с 17.00 до 19.00 дежурство. Главная задача сейчас – сверить списки. Участок №72 находится в Заводском районе столицы, здесь числится 2,5 тысячи избирателей. Важно, чтобы каждый смог сделать свой выбор. 

Дмитрий Баданин, председатель комиссии участка №72 г. Минска: «Любой гражданин может прийти для сверки своих данных, также могут позвонить на телефоны. Люди, допустим, недееспособные могут позвонить и также обратиться к членам комиссии, которые запишут и проведут голосование на дому».

А еще референдум не место для ковида. Вирус, пожалуй, главная особенность этой политической кампании – заболеваемость высокая и болезнь не отступает. По сути, коронавирус – единственный фактор, который в законодательстве не прописан, особенности голосования в условиях пандемии учли. Минздрав рекомендует работникам комиссий быть вакцинированными. Допуск к участию разрешат при отсутствии респираторных инфекций. Сотрудников обеспечат одноразовыми масками и средствами дезинфекции. Смогут проголосовать и те, кого болезнь на время вывела из строя.

Александр Пантюхов, начальник отдела организации медицинской защиты при чрезвычайных ситуациях Министерства здравоохранения Беларуси: «В ряде больниц будут организованы так называемые закрытые участки, соответственно, члены избирательной комиссии – преимущественно медработники, заранее надевают средства защиты и последовательно проходят по отделению, где находятся ковидные больные, выполняют свою работу».

Манучехр Ходжизода в 2017-м работал в Посольстве во Франции, тогда следил за президентскими выборами. Но официальный статус наблюдателя у него впервые – уже сегодня мониторит подготовку к белорусскому референдуму на участках, уверен, мир сильно изменился и кто не подстраивается – проиграет. Потому и диалог с журналистами в пику времени. 

Корреспондент: «Один из самых актуальных вопросов – это то, что ЦИК рекомендовал убрать с кабинок шторки, чтобы была лучшая циркуляция воздуха. Как вы относитесь к такому новшеству?»

Манучехр Ходжизода, международный наблюдатель миссии наблюдателей от СНГ: «Наличие шторок имеет тоже рекомендательный характер. Наличие или отсутствие шторок не ограничивает прав граждан в волеизъявлении, в реализации их Конституционного права. Тех же самых урн, если будем касаться наличия прозрачных урн, тоже на этом не делается акцент. В некоторых странах, даже с учетом, чтобы обеспечить долгосрочное использование урн, вообще даже металлические или деревянными, чтобы можно было на нескольких электоральных процессах использовать».

Корреспондент: «Вы уже посетили и комиссии, и участки, как оцениваете с точки зрения национального законодательства, есть ли какие-то нарушения?»

Манучехр Ходжизода, международный наблюдатель миссии наблюдателей от СНГ: «Подготовка основательная, вся работа в принципе соответствует национальному законодательству Республики Беларусь и международным нормам».

Центризбирком продолжает аккредитовать наблюдателей. Но не все довольны тем, что среди них нет миссии ОБСЕ. Оно и понятно, организация утратила кредит доверия.

Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси: «Мы видим, что доклады по итогам вот этих электоральных кампаний пишутся заранее, они максимально политизированы, и нет смысла приглашать подобные структуры, если ты знаешь, с каким ответом они приедут».

Тем более, по мнению экспертов, отсутствие или присутствие наблюдателей от ОБСЕ никак не определяет легитимность или демократичность политической кампании. А вот двойные стандарты гарантирует. Есть альтернатива – наблюдатели от СНГ и национальные специалисты. 

Юрий Малько, национальный наблюдатель за проведением референдума: «На данном этапе мы прошли регистрацию и готовимся от самого начала – досрочного голосования. Наблюдать за всем ходом проведения референдума». 

Денис Глушанин, национальный наблюдатель за проведением референдума: «Учитывая то, что у меня обширный опыт участия в избирательных кампания в качестве члена избирательной комиссии, уже удалось изучить этот процесс изнутри. Хочется обеспечить прозрачность этого процесса». 

К голосованию все готово! Но контрольная проверка 21 февраля, за день до начала досрочного голосования. Обязательный этап мониторинга – открытие участков, опечатывание урн, а в основной день – закрытие процесса голосования. Чтобы все права белорусов соблюдались максимально. В этом ведь и смысл конституционной эволюции.