Газлайтинг по-европейски. Как Запад стремится стереть память о победе над фашизмом

ОНТ

Подобно персонажам оруэлловской антиутопии Запад пытается переписывать историю, меняя местами понятия и уничтожая любые напоминания о тех или иных событиях.

Уничтожение памятников, а главное – исторической памяти стало своеобразным трендом для европейских стран.

Вот она новая война столетия – война памяти. Ожесточенная борьба против символов прошлого.

Волна сноса памятников за последние годы прокатилась особенно по странам Прибалтики и Польше. Природа событий на поверхности: в угоду политическим режимам и новые ориентиры. Герои становятся изгоями, победители – поверженными. Вот только здравости остается все меньше. О том, что историю нужно чтить и извлекать из нее уроки, на Западе задумываются все меньше. А ведь, кажется, именно так рушится нравственность нации?!

Очередное кощунство. Подчистую стереть память о подвиге красноармейцев в борьбе с фашизмом. И это в преддверии дня Победы. В польском Глубчице снесли монумент, установленный в 45-м в благодарность советским воинам. Процесс превратили в шоу: прямая трансляция, выступление местных властей, а за их спинами безжалостно работает техника. Это не просто сносят бетон, так переписывают историю.

Александр Дюков

Директор фонда «Историческая память» (Россия)Это как сигнальная система. Сносят где-то памятники, начинают бороться с памятью о Великой Отечественной войне, говорят про советскую оккупацию и Сталин хуже Гитлера. Это не просто какие-то случайности, это осознанная политика, которая ведет к обострению конфликта с Белоруссией и Россией. И то, что мы сейчас видим, то, что идеологическое противостояние перешло уже в горячую стадию, это в том числе результат долгой и кропотливой работы, которую мы могли видеть у наших оппонентов в исторической сфере.

Началось это буквально  под праздничные салюты 45-го. Уже мало кто вспоминает, а ведь горячая фаза боевых действий могла вспыхнуть вновь. В октябре 1998 года в мировой печати были опубликованы первые сообщения о военных планах кабинета Уинстона Черчилля в отношении Союза, разработанные весной 1945 г. Ключевой факт – разработка экстренной операции «Немыслимое». Согласно этому плану, англо-американцы намеревались внезапно напасть на позиции Красной армии. Благо, задуманному осуществиться было так и не суждено. Но точку в противостоянии не поставило.   

Вадим Гигин

Председатель белорусского общества «Знание»

Продолжилась война смыслов, война памяти. И мы видим, что, к сожалению, даже представители, точнее руководители тех стран, которые составляли вместе с Советским Союзом антигитлеровскую коалицию, сделали ставку именно на уничтожение или стирание памяти о Великой Отечественной войне. Почему? Потому что они видят, что именно в героике той войны, в почитании подвига наших предков, в памяти о той трагедии, о тех жертвах, которые были принесены, осознание нашего единства. Ведь героизм поколения победителей объединяет и белорусов, и украинцев, и русских, и казахов, и даже прибалтов, чтобы не говорили их политики. Поэтому так точечно, последовательно, системно наносятся удары именно по этому нашему историческому самосознанию.

И вот прошли десятилетия, как закончилась Вторая мировая война. За эти годы выросло несколько поколений. Изменилась политическая карта планеты. Нет Советского Союза, который одержал сокрушительную победу над нацизмом и спас весь мир. Но есть потомки героев, совершивших этот подвиг. И для многих на постсоветском пространстве День Победы остается главным праздником. Для многих, но не для всех. В Молдове пообещали штрафовать за ношение георгиевской ленты в День Победы. Теперь борьбу с символами той Победы принято называть «историческая политика». Если проще – набор представлений о прошлом, которые для той или иной страны считаются правильными. Правда, для многих то самое правильно – это вычеркнуть страницы из истории или их фальсифицировать. Как правило, в угоду политической конъюнктуре. Ведь хоть боевые действия в 45-м и закончились, противостояние Восток – Запад истязает планету по сей день. 

Вячеслав Данилович

Ректор Академии управления при Президенте Беларуси

Как раз после 1945 года началась известная холодная война, противостояние двух центров силы мировых – Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Фактически холодная война не завершилась в 1991 году с распадом Советского Союза, а фактически в более завуалированной форме продолжилась в отношениях к той же самой Российской Федерации, которая во многом поступилась теми завоеваниями, которые были в советское время, и Запад этим очень активно пользовался. То речь не шла о каком-то равноправном сотрудничестве, взаимодействии с постсоветскими странами, а эти страны рассматривались, прежде всего, как источник какого-то дешевого сырья, рынок сбыта своих товаров и прочие вещи, которые характерны для капиталистического общества. К сожалению, сегодня мы можем говорить о том, что вот эта война, противостояние между Западом и Востоком, она вступила в очередную такую горящую фазу. То, что мы наблюдаем, что происходит на Украине, безусловно, яркое там свидетельство. И тут, конечно же, противостояние осуществляется не между Российской Федерацией и Украиной, а гораздо-гораздо шире, потому что Украина поддерживается фактически коллективным Западом, НАТО, Европейский Союз.

Что ж, Украина оказалась слишком легкой добычей. Там напрочь забыли о зверствах нацистских палачей и их прислужников. Киевский режим годами всевозможными способами неонацизм лишь поощрял. Предателей и убийц возводили в ранг героев. Впрочем, у радикалов свое извращенное понимание святого. К тому же, вот уже несколько лет официально нет такого праздника, как День Победы в Великой Отечественной войне. В 2015-м его переименовали в День Победы над нацизмом во Второй мировой. Чего уж удивляться?!

По данным опроса, в 2010 это был один из самых важных праздников, так считали 58% украинцев. По популярности День победы уступал лишь Новому году, Рождеству и Пасхе. К 2021 году его популярность упала вдвое и уже только 30% считали его наиболее важным праздником. А в этом году осталось только 13% сторонников. Правда же есть ощущение, что не за это боролись наши деды и прадеды?!  

Очевидно, это новая реальность: выросло несколько поколений, которые знают о той страшной войне в лучшем случае по учебникам. Поэтому именно современная молодежь чаще всего и становится жертвой тех, кто пытается возродить идеологию и символы нацизма, оправдать геноцид. Собственно, о чем дальше можно говорить, если в Киеве уже мало кто вообще помнит о зверствах фашистов.

Масло в огонь в ситуации на Украине то и дело подливает НАТО. Что и неудивительно, альянс был создан на фундаменте армии гитлеровской Германии. В штабных структурах НАТО то и дело появлялись и высокопоставленный нацистский генералитет. Так, Адольф Хойзингер во время Второй мировой был начальником оперативного отдела Генштаба сухопутных войск Германии. А в 1961 году он стал председателем военного комитета НАТО. Именно Хойзингер заложил основы развития военных теорий объединения, по которым альянс действует до сих пор. По тем самым, благодаря которым риторика вроде как и миролюбивая, но реальность же от этого далека. 

Александр Дюков

Директор фонда «Историческая память» (Россия)

Мы знаем о тесной связи с нацистами и представителей современного латышского политического эстеблишмента, включая президента страны. Мы знаем и не только президента, но и его помощника, например, родственника одного фашистского палача. Мы знаем о связях с нацистами, прямых связей с нацистами, родственника нынешнего министра иностранных сил Литвы. Если вы не знаете, то его прадедушка был, между прочим, организатором первого нацистского концлагеря для евреев на территории СССР. Мы знаем много других примеров, вроде канадской госпожи Фриланд. Ну, конечно, для них это определенная попытка реванша.

Впрочем, на карте мира есть страны, где героизации фашизма – табу. Это Беларусь и наш ближайший союзник – Россия.  И пока европейцы корректируют память о войне, еще и чтобы обелить себя, оправдать собственную пассивность, а местами и трусость в годы борьбы с нацизмом, в нашей стране на всех уровнях «строгое нет» любому мало-мальскому проявлению тех преступных идеалов. Взять хотя бы принятый закон «О недопущении реабилитации нацизма». И это лишь маленькое зернышко в большой политике государства. Корни которого, конечно же, на высшем уровне.

Вот только миру впору одуматься – призывал не раз Александр Лукашенко. С Беларусью-то все понятно. Свою Победу не отдадим.

Александр Лукашенко

Президент Беларуси

Каким бы странным это ни казалось , но в победоносном наступлении красной армии, которое привело к разгрому фашистсткой Германии нынешние властители мира тогда увидели угрозу поэтому стразу был взят курс на очернение демонизацию сов союза и славянского мира. Но что видим сегодня ?! Средневековая борьба за территории и ресурсы продолжается.

Именно потому сегодня как никогда актуален вопрос сохранения исторической памяти. Ее обесценивание – путь к утрате государственности. Поэтому именно сейчас, в условиях информационных и гибридных войн, нам всем нужна правда. В ней ведь, как известно, сила. И нации в том числе.