Тема «проклятых солдат» получила неожиданное продолжение в Бресте

Таблетка исторической памяти

4 марта 1941 года, ровно 80 лет назад Адольф Гитлер заявил своим офицерам по поводу планов грядущей войны с СССР:

«Чтобы выиграть эту войну в условиях, когда противник располагает огромной территорией, недостаточно разбить его вооружённые силы, эту территорию следует разделить на несколько государств, возглавляемых своими собственными правительствами, с которыми мы могли бы заключить мирные договоры».

Эта позиция будет меняться трижды:
▪️ упоенные успехами военных кампаний 1941 года гитлеровцы сначала забудут о марионеточных государствах;
▪️ ожесточённое сопротивление Советских войск и граждан 1942 — 1943 года (включая партизанское движение и подпольщиков советской Белоруссии) заставят оккупационную власть навязывать бчб-миф и активнее вербовать в карательные структуры полицаев (Самопомач, БКО, СБМ и т.д.);
▪️наступление Советских войск и «партизанские зоны» сделают идею полицайской БЦР нежизнеспособной, большая часть БССР так и останется «горящим под ногами фашистов» тылом.

Чтобы не было иллюзий: «Рейхскомиссариат Вайсрутения» ни по одному из планов не охватывал всей белорусской земли, а был лишь кровавым обломком под свастикой и бчб-символикой.

«Проклятыми» или «отверженными» солдатами называют участников послевоенного антикоммунистического движения в Польше, которые под предлогом борьбы за ее независимость проводили в том числе карательные акции против мирных граждан. Среди них наиболее известен Ромуальд Райс по кличке «Бурый».

В 2005 году исследователи Польского Института национальной памяти пришли к выводу, что действия Бурого «имели признаки геноцида» по отношению к православным белорусам, однако с приходом к власти партии «Право и справедливость» руководство института было сменено, а сделанные выводы были названы ошибочными и «не соответствующими фактам».

Национальный день памяти «проклятых солдат» был установлен в Польше десять лет назад, и отмечается он 1 марта обычно маршами польских националистов в Гайновке. Однако на этот раз в плане празднований и чествований особо отметилась польская харцерная общественная школа имени Ромуальда Траугутта, приписанная к Брестскому форуму польских локальных инициатив. Текст соответствующей странички в интернете подтверждает: «Сегодня скауты нашей школы почтили память «проклятых» солдат». Ниже дополнено: «28 февраля 2021 года разведчики польской скаутской социальной школы в Бресте приняли участие в Академии в честь «проклятых солдат».

Примечательно, что в качестве приглашенного почетного гостя участие в мероприятии принял консул Генерального консульства Республики Польша в Бресте Ежи Тимофеюк.

…На видео, выложенном в открытый доступ, – счастливые, вдохновленные и воодушевленные лица мальчишек и девчонок, скорее всего, даже не подозревающих о том, что «проклятые солдаты» в свое время убивали таких же ребят, их родителей, бабушек и дедушек. Так есть ли повод для радости?

Инициаторы уже прошедших и вполне предполагаемых в последующие годы маршей польских националистов, равно как и детских культмассовых мероприятий, по сути, той же тематики, не могут не осознавать, что подобные акции лишь ухудшают, еще более замораживая и без того донельзя охладевшие отношения Минска и Варшавы. Не могут они оставаться и в блаженном неведении по поводу сожжения «проклятыми солдатами» Ромуальда Райса частично или полностью пяти деревень восточной Польши, где проживали православные белорусы: тогда в населенных пунктах Залешаны, Волька-Выгоновская, Зани, Шпаки, Концовизна погибли 79 мирных жителей, включая женщин и детей. Не могут не учитывать и предсказуемой негативной реакции на подобные «патриотические» мероприятия с белорусской стороны.

В нынешнем году по данному поводу лаконично и четко высказался председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам Андрей Савиных: «Подобные акции радикалов, с одной стороны, вызывают сожаление, с другой стороны – растущую обеспокоенность. В Польше всё больше приобретают популярность движения националистического и неонацистского толка. В январе этого года в Польше в широкую продажу вышло издание книги Адольфа Гитлера «Моя борьба».

Обострение обстановки между двумя странами-соседями в дипломатии и иных сферах происходит методично и целенаправленно, ибо раскручивание темы героизации «отверженных» за пределами государственной границы Польши в восточном направлении преследует ясную конкретную цель.

16 августа 1945 года освобожденной Советами Польше были переданы 17 районов Белостокской области вместе с городом Белостоком, а также три района Брестской области, в том числе Гайновский, в межвоенное время вошедший в состав Брестской области БССР и чей административный центр впоследствии стал постоянным местом сборищ ярых поклонников Райса. К слову, основное население передаваемых земель являлось белорусским, и обратный процесс возвращения к исходной точке подчинения польской власти вызывал у многих вполне закономерное недовольство.


Ромуальд Райс по кличке «Бурый»

Видимо, перечисленных выше территорий Польше мало и по сей день. Попытки возродить Речь Посполитую в исторических пределах, предшествующих трем ее разделам в XVIII веке, вооруженным путем потерпели фиаско и в ходе советско-польской войны, и в результате действий националистов после Второй мировой. Сегодня ставка делается на концепцию «мягкой силы»: это когда завоевание происходит не внешне, внезапно и в лоб, а постепенно, без форсирований, изнутри. То есть теперь для расширения влияния и жизненного пространства одного государства за счет другого требуется не блицкриг, а кропотливая работа с чужим населением посредством пропаганды: до тех пор, пока оно не станет «своим» по духу, сознанию и необходимому восприятию собственной национальной идентичности.

Именно в подобном ключе продолжает действовать Варшава в отношении потомков так называемых «кресов всходних» – то есть нас с вами. По итогам переписи 2009 года количество поляков, проживающих в Беларуси, составляло 294 549 человек (3,1 % населения), десять лет спустя их насчитывалось 287 693 – то есть ровно столько же в процентном отношении. Кроме того, по состоянию на конец сентября 2019 года около 137 тысяч белорусов получили «карту поляка». Выдавая эти документы, руководство державы-соседки одновременно решало сразу две важнейшие задачи: заполнения опустевших рабочих мест за счет приезжих и – наработки веских и убедительных оснований для предъявления прав и претензий на западнобелорусские земли. И такой момент уже пришлось пережить: напомним, еще в конце июля прошлого года польский лидер Анджей Дуда объявил о мобилизации вооруженных сил страны, попросил содействия у стран Евросоюза в возвращении мужчин призывного возраста в Варшаву, устроил срочные военные сборы и заявил: если обстановка в соседнем государстве будет накаляться и дальше, то Польша будет вынуждена защитить этнических поляков в Беларуси, в частности обладателей «карты поляка». Для этого в случае необходимости, войска войдут в приграничные Гродно и Брест и временно или на постоянной основе регионы перейдут под польский протекторат.

Прославление памяти «проклятых солдат» – такой же неотъемлемый элемент технологии «мягкой силы», как и карта поляка, на подсознательном уровне подменяющий мировосприятие национальной принадлежности, и, что не менее драматично, – общечеловеческих ценностей. Со школьной скамьи в юные головы подрастающего поколения идеологическими «гвоздями» крепко вбиваются как минимум две аксиомы: каратель Райс и его отряд, сражавшиеся за «независимое существование польского государства» – это и наши герои, а убитое мирное гражданское население – всего лишь несущественные второстепенные побочные издержки борьбы за великую идею, и в битве этой всё оправдано и все средства хороши.

И здесь нельзя не предположить: в ближайшей и более долгосрочной перспективах ополячивание умов, душ и сердец западных белорусов будет продолжаться всё так же – тихой сапой, мягкой силой. Этот процесс может даже активизироваться и ускориться – после анонса инициативы, выдвинутой в ходе VI Всебелорусского народного собрания об учреждении 17 сентября Дня народного единства, что в нынешней ситуации приобретает для всех белорусов, вне зависимости от региона проживания, особую актуальность.

Объективности ради остается отметить: в целях преемственности и сохранения национальным меньшинством, проживающим в Беларуси, польского языка, веры, исторических корней и культурных традиций с нашей стороны предпринимаются определенные меры, создаются необходимые условия, учитываются все возможные запросы. Так, в духовных семинариях белорусских городов налажена система подготовки католических священников для местных храмов, в каждой области образованы и действуют национально-культурные общественные объединения поляков, проводятся межнациональные фестивали, наиболее известным из которых является «Суквецце культур». На региональном уровне, в той же Брестской области, с уважением относятся к известным личностям, оставившим яркий след в истории двух народов – белорусского и польского: в деревне Волчин Каменецкого района после реставрации недавно восстановлен Троицкий костел – усыпальница последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, в Ивацевичском районе открыт мемориальный музей-усадьба Тадеуша Костюшко, согласно Указу Президента Республики Беларусь № 580 от 11.11.1997 года «О праздновании 200-летия со дня рождения поэта Адама Мицкевича» было принято решение о возрождении его усадьбы в Заосье (Барановичский район).

Увы, в свою очередь, польская сторона нередко использует религию и историю в качестве площадок продвижения исключительно своих интересов. Культурная программа в честь «проклятых солдат» в Бресте – не единственное тому подтверждение. «Перспектива выживания польского меньшинства в Беларуси» – такую ​​тему предложил для обсуждения ксендз-профессор Роман Дзвонковский во время встречи в Бресте в помещении польской школы имени Игнатия Домейко: тогда заявлялось, что хотя никто не ставит под сомнение право белорусов на участие в Мессе по-белорусски, масштабы введения белорусского языка в жизни Католической Церкви и литургию непропорционально велики по сравнению с процентом верующих белорусской национальности. Самое время задуматься – на что настраивают и чему учат, в том числе наших соотечественников, подобные образовательные центры?

Глеб МАЙСКИЙ, «Заря»