Ректор БГУ о новых правилах: взят ориентир на усиление личностного начала в образовании

Взят ориентир на усиление личностного начала в образовании. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА ректор Белорусского государственного университета Андрей Король.

ЛУКАШЕНКО УТВЕРДИЛ НОВУЮ РЕДАКЦИЮ ПРАВИЛ ПРИЕМА В ВУЗЫ

«Мы сейчас закладываем основу, уходим от жесткой, монологичной, централизованной системы оценивания образовательных результатов учеников. Не отрицаем их, а разбавляем, делаем первый шаг в направлении личностного начала. Даже ошибка на уроке может быть высоко оценена, поскольку является не отклонением от нормы, а проявлением креативности и уровня творчества ученика. Для этого нужно, чтобы образование было диалогичным. Речь не идет о более интенсивном общении на уроках. Важно, чтобы ученик имел возможность наряду с учителем ставить цели, задавать вопросы, а не только давать ответы», — рассказал Андрей Король.

«Другое дело, что нужно соответственно за формой диагностики, критериями оценивания постепенно разворачивать саму систему обучения: стандарты, программы, формы обучения, которые были бы ориентированы на то, чтобы ребенок имел возможность усваивать и одновременно создавать на уроках что-то свое — формулировать идеи, писать алгоритмы. И неважно, будет это отличаться от того, что есть в каноне или учебнике, главное научить его быть делателем, а не только слушателем. Вот тогда мы действительно закладываем основу для самореализации ученика», — добавил ректор БГУ.

Он уверен, что это путь постепенный, длительный, но важный шаг, который позволит не натаскивать только на ЦТ и заучивание, уже сделан. «Школа будет учить думать, рассуждать, мыслить критично, выходить за рамки постулатов и шаблонов. Мы будем идти в направлении раскрытия, а не закрытия личности, формирования так называемых мягких компетенций, которые требует 21 век. Это умение работать в команде, коммуницировать, сглаживать конфликты. В этой связи введение характеристики тоже элемент личностного взаимодействия и характера обучения. Почему? Потому что характеристика — это не машинная обработка. Это взгляд педагога на ученика и его достижения. Она наполнена содержанием, которое выходит за рамки машинного компонента. Да, есть общие пункты для заполнения. К слову, 80% обмена информацией — это психоэмоциональная составляющая и основа общения. Если ее убрать, насколько бедной станет коммуникация? Поэтому характеристика — это привнесение личностного дополнительного фактора, чтобы сделать систему образования, конечно же, ориентированной на ребенка», — заключил Андрей Король